РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
(13)
C2
(51) МПК
(52) СПК
  • E01C 3/06 (2006.01)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус:
Пошлина:
действует (последнее изменение статуса: 07.02.2019)
учтена за 4 год с 29.03.2019 по 28.03.2020

(21)(22) Заявка: 2016111556, 28.03.2016

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
28.03.2016

Дата регистрации:
25.01.2018

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 28.03.2016

(43) Дата публикации заявки: 03.10.2017 Бюл. № 28

(45) Опубликовано: 25.01.2018 Бюл. № 3

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2379423 C2, 20.01.2010. RU 2069716 C1, 27.11.1996. RU 2043455 C1, 10.09.1995. SU 1782257 A3, 15.12.1992. RU 2024670 C1, 15.12.1994. RU 83511 U1, 10.06.2009. FR 2221588 A1, 11.10.1974.

Адрес для переписки:
625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет", ДНИД, Шаруха Е.И.

(72) Автор(ы):
Замятин Алексей Валерьевич (RU),
Кубасов Денис Викторович (RU),
Куюков Сергей Анатольевич (RU),
Маслов Дмитрий Вячеславович (RU),
Михайлина Ольга Леонидовна (RU),
Санников Сергей Павлович (RU),
Стешенцева Елена Вячеславна (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (RU)

(54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА С ЛЕЖНЕВОЙ ОПОРНОЙ ОБОЙМОЙ НА ТОРФЯНЫХ ГРУНТАХ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано для повышения несущей способности и устойчивости земляного полотна автомобильных дорог на слабом болотистом основании. Способ возведения земляного полотна с лежневой опорной обоймой на торфяных грунтах состоит в том, что с целью промораживания торфяных грунтов основания на необходимую толщину производят периодическую очистку снега и проминку мохотравяного покрова. На промороженную очищенную поверхность укладывают геокомпозиционный материал с перекрытием смежных полос на величину не менее 1/3 от ширины рулона. Производят устройство технологического слоя из песка для защиты геокомпозиционного материала от разрывов при монтаже и укладке бревен. На подготовленный технический слой производят монтаж бревен пачками в продольном направлении со смещением на величину, равную половине длины бревна. С целью обеспечить проходимость техники по лежневому настилу отсыпают верхний технический слой из песка. Производят формирование опорной обоймы, для чего края геокомпозиционного материала заводят наверх обоймы и производят спайку материала. Для предотвращения механического повреждения геокомпозиционного материала предусматривают отсыпку песчаного защитного слоя. Производят строительство верхней части земляного полотна. Технический результат состоит в снижении осадки основания земляного полотна и увеличении несущей способности земляного полотна автомобильной дороги. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.


Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано для повышения несущей способности и устойчивости земляного полотна автомобильных дорог на слабом болотистом основании.

Известна конструкция, включающая вершины деревьев с кронами, укладываемых по одну сторону дороги. Кроны вершин деревьев укладывают с последовательным чередованием перпендикулярно к ее продольной оси с целью повышения несущей способности по обе стороны дороги без перекрытия со смещением их друг относительно друга, а вершины размещают вплотную друг к другу и последовательно закрепляют гибкими связями из переплетенных нитей с охватом вершин петлями [RU 2024670 С1, МПК5 Е01С 9/08, опубл. 15.12.1994].

Недостатком конструкции являются высокая трудоемкость и материалоемкость, низкая работоспособность.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является геокомпозитная прослойка для земляного полотна автомобильной дороги, содержащая георешетку и два слоя геоткани, из которых один расположен на верхней плоскости георешетки, а другой - на нижней, согласно настоящему изобретению на нижней плоскости георешетки между георешеткой и нижним слоем геоткани дополнительно размещена водонепроницаемая пленка, а георешетке придана трехуровневая структура размещения составляющих ее элементов (полос, струн, волокон и т.п.) [RU 2322543 С1, МПК6 Е01С 3/06, опубл. 20.04.2008].

Такая конструкция имеет недостатки: технология строительства такой конструкции вмещает большой объем немеханизированных работ, а также она не обладает высокими дренирующими свойствами и не обеспечивает регулирование влажностного режима земляного полотна, что ограничивает сферу ее применения в дорожном строительстве.

Задачи, решаемые изобретением: увеличение несущей способности земляного полотна на торфяных основаниях, увеличение межремонтных сроков автомобильной дороги, снижение неравномерности и уменьшении осадки основания земляного полотна.

Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в снижении осадки основания земляного полотна и увеличении несущей способности автомобильной дороги.

Указанный технический результат достигается за счет укладки бревен в продольном направлении с их смещением вдоль оси земляного полотна на величину, равную половине длины бревна, что позволяет повысить распределяющую способность и рассредоточить наиболее уязвимую часть лежневого настила - зону стыковки бревен, по всей площади настила.

Признаки для достижения технологического результата заключаются в том, что предлагаемый способ укладки бревен лежневого настила, заключенного в грунтовую обойму из геокомпозиционного материала, не имеющего удлинения при разрывных нагрузках, позволит уменьшить давление на торфяные грунты за счет совместной работы всех элементов конструкции.

Новизна предлагаемого технического решения заключается в новом способе укладки бревен лежневого настила с продольным смещением вдоль оси земляного полотна, заключенного в грунтовую обойму из геокомпозиционного материала, не имеющего удлинения при разрывных нагрузках.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана схема укладки продольных лежней, на фиг. 2 - конструктивная схема изобретения, а на фиг. 3 - схема устройства опорной обоймы.

Технология производства работ по созданию предлагаемой конструкции проходит в несколько этапов. На первом этапе с целью промораживания торфяных грунтов основания на необходимую толщину производится периодическая очистка от снега и проминка мохотравяного покрова в течение нескольких недель. На промороженную очищенную поверхность укладывается геокомпозиционный материал 1 с перекрытием смежных полос на величину не менее 1/3 от ширины рулона В. На следующем этапе производится устройство технологического слоя 2 из песка для защиты геокомпозиционного материала от разрывов при монтаже и укладке бревен методом «от себя». На подготовленный технический слой производится монтаж бревен пачками 3 в продольном направлении шириной не более 4 м со смещением на величину, равную половине длины бревна L. С целью обеспечить проходимость техники по лежневому настилу отсыпается верхний технический слой из песка 4 методом «от себя». На шестом этапе происходит формирование опорной обоймы 5: края геокомпозиционного материала заводят наверх обоймы и производится спайка материала 6. Для предотвращения механического повреждения геокомпозиционного материала предусматривают отсыпку песчаного защитного слоя 7 методом «от себя». На следующем этапе производится строительство верхней части земляного полотна по действующим нормативным документам.

Формула изобретения

1. Способ возведения земляного полотна с лежневой опорной обоймой на торфяных грунтах, характеризующийся тем, что с целью промораживания торфяных грунтов основания на необходимую толщину производят периодическую очистку снега и проминку мохотравяного покрова, на промороженную очищенную поверхность укладывают геокомпозиционный материал с перекрытием смежных полос на величину не менее 1/3 от ширины рулона, производят устройство технологического слоя из песка для защиты геокомпозиционного материала от разрывов при монтаже и укладке бревен, на подготовленный технический слой производят монтаж бревен пачками в продольном направлении со смещением на величину, равную половине длины бревна, с целью обеспечить проходимость техники по лежневому настилу отсыпают верхний технический слой из песка, производят формирование опорной обоймы, для чего края геокомпозиционного материала заводят наверх обоймы и производят спайку материала, для предотвращения механического повреждения геокомпозиционного материала предусматривают отсыпку песчаного защитного слоя, производят строительство верхней части земляного полотна.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве геокомпозиционного материала используется материал, характеризующийся отсутствием удлинения при разрывных нагрузках.