25 июля прошел обучающий вебинар для предпринимательского сообщества на тему: «Правовая охрана товарных знаков, географических указаний (ГУ) и наименований мест происхождения товаров (НМПТ)». Мероприятие состоялось в рамках информационно-просветительского проекта «Лекторий Роспатента». Его модератором выступила начальник отдела средств индивидуализации Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента Татьяна Змеевская.
Правительство Российской Федерации уделяет серьезное внимание вопросам развития и поддержки отечественных брендов. Благодаря государственной поддержке предприниматели осваивают новые направления деятельности, занимают свободные ниши в сегментах одежды и обуви, программного обеспечения, фармацевтики, бытовой химии, парфюмерии и косметики, кондитерских изделий. Речь идет о производстве соответствующих изделий, товаров и сфере сопутствующих услуг. Все это бизнесу необходимо защитить от конкурентов, закрепить права на новые бренды. В 2023 году в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) поступило свыше 143 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков (ТЗ) – в два раза больше, чем 2019 году.
Как выгодно охранять товарный знак и как это сделать, на вебинаре рассказал главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности (ИС) отдела экспертизы заявок на товарные знаки и рассмотрения общеизвестных товарных знаков ФИПС Евгений Шиманский. В частности, были отмечены преимущества коллективного ТЗ: «Такой вид охраны способствует совместному продвижению и маркетингу, снижает административные расходы, экономит время, быстрее доносит информацию до потребителя об отличительных особенностях продукта».
Охрана товарного знака может действовать бесконечно. Главное – вовремя подать в Роспатент заявление о продлении срока действия исключительного права. Подробнее об этой процедуре и получении соответствующей госуслуги рассказал главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности отдела регистрации средств индивидуализации ФИПС Степан Лебенков: «Исключительное право на товарный знак действует десять лет. Срок может быть продлен еще на десять лет по заявлению правообладателя. Главное – провести данную процедуру в последний год действия права. Однако несоблюдение этих сроков – одна из типичных ошибок правообладателей. Хочу напомнить, что подать такое заявление можно несколькими способами. Одни из самых быстрых – это воспользоваться ЕПГУ или ГИС «Онлайн Роспатент». А максимально исчерпывающую информацию о регистрации и необходимых документах можно получить на сайте ведомства».
С точки зрения экономики, ТЗ обеспечивают узнаваемость и стабильный спрос потребителей на товары и услуги. Это особенно актуально сейчас, когда в России идет регионализация товарного рынка, тренд на потребительский патриотизм. Об особенностях правовой охраны и продвижении региональных брендов на вебинаре рассказал начальник отдела экспертизы заявок на наименования мест происхождения товаров (НМПТ) и географические указания (ГУ) ФИПС Алексей Сычев. Он уточнил, что не любой товар может получить охрану в виде НМПТ или ГУ: «При выявлении и регистрации региональных брендов в качестве НМПТ или ГУ мы прежде всего должны руководствоваться вопросами сохранения нашей истории и культуры. Это одно из основных условий, которое учитывается, в первую очередь, при подаче заявки».
Также в своем выступлении Алексей Сычев подробно рассказал, чем НМПТ отличается от ГУ, кто получает преимущество от таких регистраций и в чем оно заключаются. А на примерах ГУ «Мордовский мореный дуб» и НМПТ «Вологодское масло» были представлены успешные кейсы продвижения региональных брендов.
В завершении вебинара были продемонстрированы электронные сервисы Роспатента. О работе ЕПГУ рассказала главный специалист отдела системного и бизнес-анализа ФИПС Александра Лобырева, а о работе ГИС «Онлайн Роспатент» – главный специалист отдела проектирования информационно-поисковых систем ФИПС Оксана Стародубцева.
Более подробно с выступлениями спикеров можно ознакомиться в записи вебинара.