Размер шрифта Цветовая схема Изображения
/ / Ɔноб: «Пылесос L'Oreal» и искусственный интеллект. Интервью с Олегом Ена об инновациях и патентах / Ɔноб: «Пылесос L'Oreal» и искусственный интеллект. Интервью с Олегом Ена об инновациях и патентах
Ɔноб: «Пылесос L'Oreal» и искусственный интеллект. Интервью с Олегом Ена об инновациях и патентах
3 апреля 2019

В Красноярске 28–30 марта прошел Экономический форум. «Сноб» выступил его генеральным медиапартнером. Почти все обсуждения на форуме были так или иначе связаны с инновациями и цифровыми технологиями. Корреспондентка «Сноба» Арина Крючкова поговорила о последних технологических трендах и патентной аналитике с советником директора Федерального института промышленной собственности Олегом Ена.



Фото: Ash Edmonds


Ɔ. Чем занимается ваш институт?


Мы предлагаем компаниям механизм, который помогает скорректировать технологическую стратегию. С 2016 года мы анализируем ситуацию в сфере патентов и определяем тренд технологического развития. Несмотря на то, что мы работаем в структуре Роспатента, по сути мы предоставляем выделенный технологический консалтинг бизнесу, чтобы предприниматели понимали, куда нужно вкладывать деньги.


Ɔ. А сами компании не могут это решить?


Проблема заключается в том, что мы живем в эру быстро развивающихся технологий, и поэтому даже очень гибкие и динамичные коммерческие компании не успевают за ними. Они долго согласуют стратегию технологического развития, например авиационную, а потом появляется инновация, те же промышленные дроны, и стратегия становится неактуальной.


Ɔ. По какому принципу вы делаете прогнозы? Разве можно предсказать, как мы будем жить через несколько лет?


Наша гипотеза проста: патенты — это ценная информация, потому что за нее компании платят деньги. Можно попытаться предсказать тренды, анализируя научные статьи, но проблема в том, что написание статей не связано с бизнес-вложениями. Потому мы анализируем, как компании распоряжаются своими патентами. Если, к примеру, компания получила патент на какую-то технологию в одной стране а на вторую — в шестидесяти, то вторая для нее очевидно важнее. Другой пример: одну технологию компания запатентовала и забросила, а другую поддерживает 20 лет, при том, что с каждым новым циклом патентования затраты возрастают. Анализируя эту информацию, мы понимаем куда идут лидеры во всевозможных отраслях: от нефти и газа до медицины и транспорта.



Олег Ена Фото: Высшая школа экономики


Ɔ. Кто пользуется вашим сервисом?


Три года назад у нас был один заказчик Газпромнефть, сейчас мы реализуем 22 проекта параллельно. У нас целая фабрика патентной аналитики, свои франчайзинг-центры, например, недавно мы открыли такой центр в Екатеринбурге. Пока это реализуется на уровне коммерческих компаний.


Ɔ. Вы работаете только с крупными корпорациями?


Изначально мы помогали только крупным фирмам, но в прошлом году разработали ландшафты, которые нужны для небольших компаний, ведущих разработки. Приведу пример. У российских производителей натуральной косметики есть неплохой экспортный потенциал, но им трудно конкурировать с гигантами косметической отрасли, которые буквально «пылесосят» все инновационные решения в области косметики. Этот феномен так и называется — «пылесос L'Oreal». Более мелким игрокам мы советуем следить за тем, какими технологиями интересуются крупные компании, и реализовать тоже самое с поправкой на масштаб и выходить в свою узкопрофильную зону.


Ɔ. Вы запатентовали вашу методику?


Она охраняется ноу-хау. У патента есть срок жизни, у ноу-хау — нет. Эту разницу обычно объясняют на хрестоматийном примере: Представьте сейф, в котором лежит рецепт приготовления Coca-Cola. В ней всего 9 ингредиентов, но только два человека в мире знают, какие и как их правильно смешивать. Эти люди никогда не пересекаются в одной точке земного шара. Они — ноу-хау кока-колы, и свой секрет они могут хранить до конца жизни. Если бы Coca-Cola оформила рецепт патентом, через 20 лет, как и любой патент, он бы стал общественным достоянием.


Ɔ. Можете ли вы выделить какие-то конкретные тренды в области патентов?


Сейчас очень активно патентуется все, что связано с искусственным интеллектом: у технологических гигантов IBM и Microsoft по 9 и 6 тысяч патентов в области искусственного интеллекта соответственно. Если говорить о конкретных направлениях рамках искусственного интеллекта, то самое динамичное — deep learning или нейронные сети: с 2013 года в 20 раз увеличилось число патентов по всему миру. В Китае даже проверяют по патентной базе научные статьи, и если изобретение не было запатентовано, то быстро патентуют его в своей стране. Еще одна сфера — технологические решения для умных городов: интеллектуальные пешеходные переходы, системы регулирования, энергопотребления, распознавания лиц.


Ɔ. Как будет выглядеть город будущего? Что нас ждет?


Я очень настороженно отношусь к прогнозам футурологов о том, что будет через 10-20 лет, потому что будущее вариативно и оно напрямую связано с настоящим. Есть такой метод прогнозирования — научно-технологический форсайт, когда ученые и рассуждают об изменениях, которые нас ждут в долгосрочной перспективе. Они понимают, что скорее всего их прогнозы не сбудутся, но при этом они фиксируют образ идеального будущего. Например, прогноз определяется до 2035 года а потом предпринимаются меры, чтобы повысить его вероятность.Это похоже на то, как родители растят детей: отдавая сына или дочь в балетную школу, они не могут быть уверены, что их ребенок станет танцором, но без этого вероятность такого будущего для их детей была бы еще меньше.


Оригинал материала
Арина Крючкова, Ксения Праведная