Размер шрифта Цветовая схема Изображения
/ / Любовь Кирий: Правовая охрана и продвижение региональных брендов – серьезный ресурс для развития экономики регионов
Любовь Кирий: Правовая охрана и продвижение региональных брендов – серьезный ресурс для развития экономики регионов
27 февраля 2018

В преддверии тематической встречи «Актуальные вопросы правовой охраны наименований мест происхождения товаров» (состоится 1 марта 2018 года в 16:00), в которой примут участие представители Роспатента и уполномоченных федеральных органов исполнительной и законодательной власти, издание Гарант.ру опубликовало авторскую колонку заместителя руководителя ведомства Любови Кирий.


«Тема наименований мест происхождения товаров (далее – НМПТ) и в целом вопросы развития региональных брендов сегодня в центре внимания. Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко лично провела заключительное в прошлом году заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при верхней палате российского парламента. Она обратила особое внимание представителей регионов на возможности, которые дают местные бренды для экономического развития регионов и защиты интересов локальных производителей. И даже поручила каждому сенатору до конца 2018 года обеспечить подачу в Роспатент как минимум двух заявок от каждого региона на регистрацию «регионального бренда».

Следует отметить, что поручение В.И. Матвиенко касается, в первую очередь, регистрации в Роспатенте НМПТ. Проявленное со стороны одного из первых лиц государства внимание к такому средству индивидуализации, как НМПТ, представляется очень важным и своевременным, особенно при увеличении потребности в отечественных товарах в условиях санкций. Роспатент на протяжении многих лет проводил работу по привлечению внимания администраций регионов к этому до сих пор мало востребованному с их стороны объекту интеллектуальной собственности. Губернаторам направлялись обращения с предложением организовать работу по выявлению традиционных товаров и регистрации НМПТ, которые могли бы сопровождать эти товары на рынке. После того как к этому процессу были привлечены сенаторы, появилась надежда на успех.

 

Как связаны между собой «бренд» и НМПТ?

 

Массово используемое в обиходе, в быту и рекламной литературе понятие «бренд» не имеет правового или юридического статуса. Его нет в российском правовом поле. «Бренд» – это широкое понятие, охватывающее, в том числе ценности и репутацию производителя, стратегию коммуникации с потребителем, устойчивые ассоциации потребителей, связанные с брендом, а также такие средства индивидуализации, как товарный знак и НМПТ. Последние относятся к интеллектуальной собственности и охраняются в соответствии с Гражданским кодексом на основании их государственной регистрации в Роспатенте или в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Что нужно знать об НМПТ для успешной его регистрации и использования? Прежде всего, НМПТ является словесным обозначением, названием географического объекта или производным от такого названия. Такое название может быть современным или историческим, официальным или неофициальным, полным или сокращенным. Важно, что это наименование до подачи заявки на государственную регистрацию НМПТ должно приобрести известность в результате его использования в отношении определенного товара. Причем товар должен обладать особыми свойствами, которые определяются природными условиями (например, климат, состав почвы) или людскими факторами (традициями, технологиями производства, секретами мастерства), а может быть - теми и другими условиями и факторами. Например, для товаров сельскохозяйственного производства особые свойства определяются, в основном, климатом, составом почвы. А вот для изделий народных художественных промыслов особые свойства обусловлены преемственностью художественно-технологических традиций, использованием местных материалов и ручного труда. Другими словами, производитель, согласно закону, обязан доказать, что товар не только производится им в данном регионе, но и обладает особыми свойствами, обусловленными его происхождением.

Для того чтобы зарегистрировать НМПТ и получить право его использования, производитель (или группа производителей), прежде чем подать заявку в Роспатент, должен подготовить пакет документов и обратиться за соответствующим заключением в один из четырех уполномоченных федеральных органов, определенных Постановлением Правительства от 17 сентября 2004 года № 481. В случае если заявка подается на регистрацию НМПТ, заявителю следует получить в уполномоченном органе заключение о том, что производимый им в границах географического объекта товар имеет особые свойства, обусловленные характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Если же заявка подается на право использования ранее зарегистрированного НМПТ, то уполномоченным органом выдается другое заключение - о том, что заявитель производит товар, обладающий теми же особыми свойствами, которые указаны в Государственном реестре НМПТ. Состав документов, необходимых для выдачи обоих видов заключений, определен регламентами каждого из уполномоченных органов.

Минздрав России выдает заключения в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды. Минпромторг России – в отношении изделий народных художественных промыслов, Минсельхоз России – в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов, а Росалкгольрегулирование – в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Роспатент вправе запрашивать такое заключение в уполномоченном органе самостоятельно, если его не представит заявитель. Однако копия заключения может быть предоставлена уполномоченным органом лишь в том случае, если заявитель ранее обратился в этот орган с соответствующим заявлением, в результате чего заключение было подготовлено. Процесс регистрации и получения права использования НМПТ описан в бесплатной брошюре, опубликованной на сайте Роспатента для свободного скачивания.

Основываясь на многолетнем опыте работы ведомства, сегодня можно указать ряд ключевых проблем, связанных с регистрацией НМПТ и предоставлением права его использования. Прежде всего, это недостаточная осведомленность в вопросах правовой охраны интеллектуальной собственности как самих локальных производителей, так и руководителей региональных органов государственной власти. Фактически, те лица, которые должны быть заинтересованы в использовании НМПТ, плохо представляют, что такое НМПТ, какие существуют основания для регистрации и получения права его использования, какие экономические и социальные выгоды это может принести как местным производителям, так и региону в целом. Как представляется, именно по этой причине за время, прошедшее с момента включения в законодательство понятия НМПТ, из 27 регионов Российской Федерации не было подано ни одной заявки (!) на регистрацию такого средства индивидуализации.

Другие производители, которые хорошо себе представляют, что такое НМПТ, наоборот, порой стремятся стать монополистами, единственными производителями уникального товара, вытеснить возможных конкурентов с рынка. Для этого они пытаются зарегистрировать не НМПТ, а товарный знак. В отличие от НМПТ товарный знак может быть зарегистрирован на имя только одного правообладателя, который становится настоящим монополистом в отношении использования обозначения. Однако для того, чтобы локальные производители не лишились возможности использовать при маркировке товара наименование географического объекта, в границах которого производится товар, закон запрещает регистрацию наименования географического объекта в качестве товарного знака (п.1 ст. 1483 ГК РФ). По общему правилу такое обозначение не обладает различительной способностью, то есть не может служить средством индивидуализации товара только одного производителя. Исключением может быть случай приобретения обозначением различительной способности в результате его длительного и интенсивного использования единственным производителем, если это привело к тому, что потребитель ассоциирует такое обозначение только с продукцией этого единственного производителя. Однако сам институт НМПТ предполагает коллективное использование охраняемого обозначения. НМПТ должен использоваться как эффективный инструмент развития региональных производителей, а не как фактор их сдерживания и ограничения. В достижении данных целей, как представляется, важная роль должна принадлежать местным властям, которые могут оказывать производителям финансовую, организационную, информационную поддержку.

Опыт европейских стран (например, Франции, Италии), в которых система охраны НМПТ существует уже сотни лет, демонстрирует успешность тех производителей, которые создают объединения и совместно разрабатывают требования к товару, технологии его производства, хранения и реализации, а также объединяют усилия для получения правовой охраны НМПТ и защиты от несанкционированного использования. При этом государство и местные власти, с одной стороны, оказывают всемерную поддержку таким объединениям, а с другой – обеспечивают жесткий контроль качества продукции и сохранение особых свойств маркируемого НМПТ товара. Например, во Франции создано и давно функционирует специальное учреждение – Национальный институт происхождения и качества (INAO), осуществляющий функции по контролю за использованием НМПТ и географических указаний (далее – ГУ). Имея отделения в регионах, INAO организует мероприятия, направленные, в том числе на повышение уровня осведомленности в вопросах охраны НМПТ и ГУ как производителей, так и потребителей, и на борьбу с контрафактной продукцией.

На основе исследований законодательства зарубежных стран, международных соглашений в области правовой охраны НМПТ и ГУ, специалистами Роспатента подготовлены предложения в форме законопроекта по изменению ГК РФ с целью совершенствования правового регулирования НМПТ и дополнения перечня охраняемых объектов интеллектуальных прав новым объектом – "географическое указание". Следует отметить, что обязательства по охране ГУ вытекают для Российской Федерации, в том числе из Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Указанные предложения будут переданы в рабочую группу, которая формируется в Совете Федерации в соответствии с решением Совета по вопросам интеллектуальной собственности от 19 декабря 2017 года.

Введение в национальное законодательство ГУ позволит за счет установления более мягких требований к нему (по сравнению с НМПТ) предоставить правовую охрану гораздо большему числу отечественных обозначений. Многие товары, которые будут маркироваться ГУ, как предполагает Роспатент, могут обладать высоким уровнем качества и репутацией, не "дотягивая" при этом до уровня товаров, маркируемых НМПТ, с точки зрения их уникальности.

Регистрация ГУ могла бы осуществляться Роспатентом без привлечения других федеральных органов исполнительной власти / уполномоченных органов на основе документов, подтверждающих, что заявитель производит товар, обладающий определенным качеством и репутацией или другими характеристиками, обусловленными его географическим происхождением. Фактически, это проявление принципа "одного окна".

Предполагается также установить в явном виде возможность подачи заявки на НМПТ или ГУ объединениями лиц, например, региональными гильдиями, а также лицами, не являющимися производителями товаров, например, управляющими компаниями, которые занимаются менеджментом группы производств. Объединение производителей для целей охраны и защиты НМПТ и ГУ позволит малым и средним предприятиям, ИП конкурировать на рынке с крупными производителями, в том числе за счет государственной поддержки в рамках специальных программ, разработанных субъектами Российской Федерации. На необходимость разработки таких программ также указано в упомянутом выше решении Совета по вопросам интеллектуальной собственности.

Следует упомянуть предложение, которое, как представляется, позволит преодолеть один из недостатков существующего регулирования – ограниченный перечень товаров, в отношении которых Правительством РФ определены уполномоченные органы. Предлагается в случае отсутствия ФОИВ, уполномоченного на выдачу заключений в отношении определенного товара, наделить такими полномочиями органы, которые определят региональные правительства (например, министерство экономики или министерство природных ресурсов субъекта федерации). Как представляется, региональные власти смогут обеспечить объективность и строгость подходов при выдаче заключений. Гарантией этого является заинтересованность региональных властей в укреплении репутации региона как источника товаров, обладающих особыми свойствами и характеристиками, привлекательными для потребителей.

Как известно, использование НМПТ и ГУ для маркировки товаров служит, в том числе целям формирования потребительского спроса и его удовлетворения в части экологически чистых, традиционных товаров отечественных производителей. Для удобства потребителей и наделения таких товаров конкурентными преимуществами целесообразно утвердить особые эмблемы, которые будут размещаться на товарах, упаковках, этикетках и позволят отличать товары, маркируемые НМПТ, от товаров, маркируемых ГУ, с одной стороны, и от всех иных товаров, не обладающих соответствующими особыми свойствами, с другой. Указанные эмблемы не только подчеркнут особый характер товаров, но и сообщат потребителю о том, что качество товаров контролируется уполномоченными органами.

Развитие сегмента экономики региона, связанного с использованием НМПТ и ГУ – производства, торговли, туризма, экспорта, в свою очередь, положительно повлияет на развитие социальной сферы, начиная от создания новых рабочих мест, заканчивая инфраструктурными преобразованиями. Учитывая это, регионы должны, наконец, в полной мере осознать преимущества НМПТ и ГУ и эффективно использовать их в качестве инструмента экономического развития».

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/kiriy/1181178