Размер шрифта Цветовая схема Изображения
/ / Белоусов: Количество иностранных заявок на получение патентов сократилось на 30%
Белоусов: Количество иностранных заявок на получение патентов сократилось на 30%
2 марта 2023

Патентная активность бизнеса снизилась из-за тридцатипроцентного сокращения иностранных заявок, сообщил на заседании коллегии Роспатента первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Однако в некоторых сегментах наблюдается рост. Всего за 2022 было подано 27 тыс. заявок.

"В отдельных технологических областях активизировались российские заявители - теперь их доля составляет 70%. К примеру, разработки в области хирургии выросли почти на 45%. Технологии инструментальной диагностики заболеваний, например УЗИ, МРТ, выросли на 32%. На 20 % выросла регистрация программного обеспечения: за прошедший год было подано почти 301 тыс. заявок", - заявил Белоусов.

Руководитель Роспатента Юрий Зубов добавил, что регистрация программного обеспечения стабильно увеличивается три года подряд, при этом почти 99% программных продуктов российские. По его словам, это связано с масштабной поддержкой IT-отрасли правительством.

Сегодня почти 50% от всех заявок по изобретениям поступают от представителей вузов. Патентная активность в университетах Екатеринбурга, Краснодара, Перми, Томска, Москвы выросла на 6%, рассказал Зубов.

Он также отметил тренд на патентование полезных моделей. Например, в строительстве наблюдается рост на 13%, в производстве изделий из металла, станков, летательных аппаратов и растениеводства - 8%. Но появилась и негативная тенденция - на 9% снизился оборот прав на патенты.

"В основном сегодня управляют правами разработки именно коммерческие организации. Доля университетов, научно-исследовательских институтов в обороте прав составляет всего 11%. За три года научно-образовательные организации заключили только 2% договоров по стоящих сегодня на охране патентам", - отметил Зубов.

Руководитель Роспатента пояснил, что лицензирование - важный способ капитализация прав на технические решения. Он является ключевым во всех развитых странах, но в России используется "слишком слабо", и изобретения по большей части не воплощаются в конечный продукт.

Кроме того, за два года на 19% выросла активность бизнеса в области регистрации товарных знаков, особенно в сегменте фармацевтики, одежды, обуви, электроники, бытовой химии и косметики. Это показывает, что товарный знак становится инструментом маркетингового продвижения, пояснил Зубов. В целом представители коммерческих организаций заключили более 35% договоров.


Оригинал материала