Размер шрифта Цветовая схема Изображения
/ / СМИ о ФИПС: Юрий Зубов в интервью журналу «Эксперт» - В России появится электронная площадка, которая свяжет изобретателей и инвесторов / СМИ о ФИПС: Юрий Зубов в интервью журналу «Эксперт» - В России появится электронная площадка, которая свяжет изобретателей и инвесторов
СМИ о ФИПС: Юрий Зубов в интервью журналу «Эксперт» - В России появится электронная площадка, которая свяжет изобретателей и инвесторов
14 ноября 2017

zubov_1.jpg


Пятьдесят советских рублей выдавали вместе с авторским свидетельством на изобретение в 70-е годы прошлого века. Если повезет, то и определенный процент от экономии после внедрения изобретения или рацпредложения. А также звания, значки, дипломы — вплоть до прав на дополнительную жилплощадь и автомобиль. Мощное движение изобретателей и рационализаторов родилось в 1930-е, в эпоху индустриализации, а советская власть постепенно создала гибкую систему поощрения как кулибиных-одиночек, так и работников НИИ и промышленности. К 1987 году почти треть всех значимых изобретений мира регистрировалась в СССР. По некоторым данным, рационализаторские предложения обеспечивали в среднем 30-35% общего роста производительности труда и 50-60% экономии материальных и сырьевых ресурсов.

К концу 1990-х баланс радикально изменился. На Россию приходилось уже не более 2,5% мирового объема заявок на патенты. Советский изобретатель капиталистом не мог стать по определению: внедрение новинки (вместе с правом собственности на изобретение) брало на себя государство. Но после развала СССР и союзной промышленности шансов заработать на изобретении стало еще меньше. Разве что нелегальным путем, как в замечательном перестроечном фильме «Гений» с Александром Абдуловым. Авторскими свидетельствами обклеен туалет главного героя, а научные изобретения помогают прокручивать криминальные аферы.

Как и во многих других сферах, в России была взята на вооружение западная модель патентоведения — в надежде, что рынок все расставит по своим местам. В итоге спустя четверть века патенты у народа не в чести — без инвесторов и доведения до производства они просто лишены смысла. В столь же бесперспективном состоянии долгое время пребывала и профильная организация — Федеральная служба по интеллектуальной собственной (Роспатент). Однако за последние два года была значительно модернизирована инфраструктура ведомства, идет переход на электронные рельсы. А его руководство уже задумывается не только о том, как лучше выполнять свои профильные обязанности, то есть патентование и защиту авторских прав, но и как усилить экспертную и аналитическую функцию — ведь под рукой уникальные компетенции и обширная база данных передовой технической мысли. Проблема, как обычно, в ресурсах и в понимании перспектив развития отрасли российским бизнесом, который заинтересован в выгодных инвестициях, и правительственными ведомствами, ставящими задачу инновационного развития экономики. Обо всем этом мы поговорили с Юрием Зубовым, директором Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Роспатента.

Полная версия интервью: «Эксперт»,РВК