29 сентября в рамках XXVII Международной научно-практической конференции Роспатента прошла секция «Развитие института региональных брендов», модератором которой стали Глеб Кувырков, начальник Управления международного сотрудничества Роспатента, и Алексей Сычев, начальник отдела экспертизы заявок на наименования мест происхождения товаров (НМПТ) и географические указания (ГУ) Федерального института промышленной собственности (ФИПС).
В ходе секции участники обсудили механизмы охраны ГУ и НМПТ, а также инструменты продвижения региональных брендов на национальном рынке и за рубежом. Приглашенные эксперты из России, Беларуси и Китая обсудили опыт создания и развития региональных брендов, их влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Глеб Кувырков в своей приветственной речи подчеркнул значимость присоединения России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, поскольку оно открывает новые возможности для экономического развития регионов и поддержки местных производителей. Алексей Сычев отдельно отметил актуальность данной темы для региональных производителей в контексте продвижения отечественных товаров.
Андрей Журавлев, начальник Центра международной кооперации ФИПС в своей презентации представил обзор особенностей процедуры подачи международной заявки в рамках Лиссабонской системы. Эксперты отметили, что присоединение к данной системе стало завершающим этапом интеграции Российской Федерации во все международные системы регистрации, администрируемые Всемирной организацией интеллектуальной собственности.
Руслан Мальков, заместитель председателя Совета ТПП РФ, рассказал о роли регионального бренда в структуре экономики региона на примере Тюменской области и товарного знака Visit Tyumen. Среди главных целей создания региональных брендов он выделил повышение инвестиционной привлекательности регионов, укрепление конкурентных позиций и экономическое развитие за счет увеличения объемов производства.
Анна Хворостяная, доцент кафедры Управления инновациями и коммерциализации интеллектуальной собственности РГАИС, директор департамента по стратегическому маркетингу ООО «Агранта», представила опыт коммерциализации НМПТ «Угличский сыр», формирования культуры потребления отечественного сыра, основанной на традициях производства.
Дмитрий Маркин, директор по ИС и НМА ПАО АФК «Система», патентный поверенный РФ, Член Совета по интеллектуальной собственности ТПП РФ, в своем докладе рассказал о подаче международной заявки на НМПТ «Гжель» в рамках Лиссабонской системы, а также обозначил ключевые сложности, с которыми сталкиваются производители народных промыслов на сегодняшний день.
В ходе своего выступления Ольга Видякина, патентный поверенный РФ, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, поделилась опытом работы с лицами, обладающими исключительным правом на НМПТ, и ключевыми аргументами, которые побуждают производителей получать такое право. «Сегодня заявитель понимает, что такое НМПТ, и осознает ценность своего регионального бренда и продукции, которую он производит», - отметила Ольга Видякина, подчеркнув позитивный результат просветительской работы ФИПС в данном направлении.
Обзор такой работы представил Денис Савченко, заместитель начальника Центра по взаимодействию с органами власти ФИПС. Он рассказал о семинарах «Региональные бренды России – новые точки роста», которые проводятся с целью популяризации института региональных брендов, а также о главных проблемах и мифах, из-за которых производители сомневаются в необходимости регистрации ГУ и НМПТ. Среди них – миф о том, что коллективное использование таких обозначений приведет к усилению конкуренции. Наличие других производителей товара, охраняемого в качестве НМПТ, способствует его популяризации, расширению рынка и росту спроса, а возможность конкурировать за потребителя сохраняется с помощью других инструментов, например, товарных знаков.
Наталья Синишова, начальник управления товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности, поделилась опытом Республики Беларусь в сфере охраны региональных брендов. В частности, она рассказала о различиях законодательства и подходов в России и Беларуси, представила успешный опыт коммерциализации ГУ производителей Лидского пива и кваса.
Пэн Вэнь, заместитель генерального директора Департамента содействия использованию ИС Государственного управления КНР по вопросам интеллектуальной собственности (CNIPA), в формате видеообращения дал краткий обзор китайской системы регистрации региональных брендов, мер их продвижения с целью экономического развития регионов и роста благосостояния конкретных территорий.
В ходе дискуссии Любовь Кирий, заместитель директора ФИПС, предложила обсудить перспективы регистрации услуг в качестве НМПТ. Участники секции согласились, что в будущем можно было бы ожидать расширения перечня объектов, регистрируемых в качестве ГУ и НМПТ, и включения в него уникальных услуг, которые могут быть обоснованы, например, климатическими особенностями или традиционными методами.
Также участники секции подчеркнули, что использование специальных знаков ГУ и НМПТ на продукции, производимой под региональными брендами, может способствовать росту их привлекательности для потребителей.