ПАО "ВТБ" запатентовало технологию создания мультиэмитентных расчетных и платежных систем на блокчейне. Банк уверяет, что это первый случай патентования результатов его интеллектуальной деятельности.
Патент российского образца распространяется на функциональное ядро, а также структуру системы. Технология позволит ВТБ создавать цифровые продукты, сервисы и платежные инструменты, которые будут решать задачи учета взаиморасчетов между участниками системы. Среди таких сервисов - системы быстрых платежей, трансграничные расчеты, программы лояльности и многое другое.
По словам заместителя президента-председателя правления банка ВТБ Ольги Дергуновой, инвестиции, которые ВТБ направляет на развитие ИТ, меняют свой характер с прикладных на стратегические. Если раньше они помогали решать внутренние задачи, то теперь они нацелены на создание высокотехнологичных систем. "Получение патента - значимый шаг на пути развития цифровой экосистемы банка и важный сигнал рынку. В мире идет гонка технологий и их патентования. Ведущие мировые банки аккумулировали не один десяток патентов, связанных с применением блокчейна. На российском рынке практика защиты интеллектуальной собственности в области финансовых и околофинансовых технологий только формируется. Мы будем двигаться в этом направлении и призываем коллег по индустрии к тому же", - сказала Ольга Дергунова.
Потенциальными пользователями могут стать как физические, так и юридические лица, в том числе другие банки. Мультиэмитентная система может помочь снизить издержки и повысить эффективность бизнес-процессов для участников.
Прототипом применения технологии в банке стал "Цифровой расчетный сервис" - инструмент для p2p-переводов на блокчейне. Распределенный реестр обеспечил неизменность хранения информации об остатках на аккаунтах клиентов и взаимных требованиях банков. Функции платежной системы взяли на себя смарт-контракты, а скорость проведения операций ограничивалась только производительностью блокчейна. Расчеты не предполагают использования криптовалют и производятся в фиатной валюте - в рублях.
Как рассказал корреспонденту ComNews начальник управления цифровой трансформации департамента информационных технологий ВТБ Алексей Чубарь, от идеи до реализации прототипа без учета времени на получение патента ушло шесть месяцев. Прототип "Цифрового расчетного сервиса" (ЦРС) сделали на платформе "Мастерчейн", которую разрабатывает ассоциация "ФинТех" (АФТ). ВТБ запатентовал технологию создания мультиэмитентных систем, а не конкретную систему. "Патентование технологии - инструмент защиты интеллектуальной собственности банка и возможность заявить о своем месте в глобальной гонке за технологиями, которая сейчас идет. Банк не планирует закрывать запатентованное решение. Использование технологии распределенных реестров всегда подразумевает участие других игроков финансового рынка", - сказал Алексей Чубарь.
По его словам, это не означает, что систему будут предлагать другим организациям в качестве готового решения. Решение состоит из двух уровней: первый - смарт-контракты ЦРС, второй - управляющая платформа, которая представляет собой промежуточный "слой" между клиентом и блокчейном. Оба слоя предоставляют открытый прикладной программный интерфейс. Участник сможет сам выбрать - использовать готовую платформу или доработать свои системы для взаимодействия со смарт-контрактами ЦРС.
У банка "Открытие" нет запатентованных решений на основе блокчейна, и запускать их он не планирует. "В случае перспективы широкого тиражирования решения участниками рынка в будущем патент дает возможность получать авторские доходы и конкурентное монопольное преимущество, если введут запрет на использование патента кем-либо. Но учитывая временной и вероятностный характер вышесказанного, сейчас никаких преимуществ патентование не дает", - высказался член правления и руководитель IT-блока банка "Открытие" Сергей Русанов.
Директор по инновациям компании "Иннодата" Александр Дроздов не уверен в скорейшем развитии патентной истории в нашей стране: правовая основа для этого пока сырая и практически не развивается. "Сам по себе патент не дает никаких преимуществ для заявителя, особенно технологических. Основная его функция - защита правообладателя и стратегически правильное юридическое оформление на ранних этапах развития технологии, где сейчас блокчейн и находится. В этом контексте приведенный кейс ВТБ может лишь косвенно свидетельствовать о том, что банк верит в развитие технологии и видит ее место в стратегии своего технологического развития и в отрасли в целом", - уверен Александр Дроздов.
По его мнению, разные банки так или иначе пилотируют данную технологию и экспериментируют с ней, но ни одного по-настоящему рабочего решения еще нет. Внедрение собственной блокчейн-платформы в рамках одного банка никакого практического смысла не имеет, скорее, считает Александр Дроздов, это просто распределенная база данных.
"По-настоящему оправданной может быть только глобализация таких решений. Хороший пример такой глобальной сети с большим количеством участников - это Ripple, даже с условием их не совсем полноценной децентрализации. Банки из топ-5 вполне могут последовать примеру ВТБ, но это будет, скорее всего, маркетинговый ход, так как принципиально нового пока никто ничего не придумал", - сказал Александр Дроздов.
Директор департамента информационных технологий ИФК "Солид" Кирилл Ходов также называет подобное решение имиджевым ходом, но не исключает, что подобный проект в будущем может принести определенную выгоду его держателю.
Вице-президент РАКИБ по развитию и регулированию рынка Валерий Петров говорит, что технология блокчейн может существенно изменить картину рынка банковских услуг. "Некоторым проектам, таким как TON, например, который сейчас запускает Павел Дуров, действительно по силам стать реальными конкурентами для традиционных банков. Банки эту угрозу осознают и предпринимают соответствующие действия, в том числе и в части освоения блокчейн-технологий", - сказал Валерий Петров.
В России лидерами в этом направлении являются ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк, Абсолют банк. Как считает Валерий Петров, тот, кто первым сможет разработать и закрепить за собой основные технологические цепочки, станет в итоге лидером. "ВТБ является одним из реальных лидеров освоения передовых финтех-решений. Тот факт, что блокчейн-технология для реализации прикладных банковских услуг была не только разработана и запущена в эксплуатацию, но и запатентована, говорит о том, что ВТБ делает ставку на практическое использование блокчейна, причем не только в России, но и, возможно, за ее пределами", - уверен Валерий Петров.
Эксперт оценивает инициативу позитивно. Внедрение блокчейна повысит престиж самого банка как высокотехнологичного финансового института. Также ВТБ сможет повысить свою конкурентоспособность и доверие со стороны клиентов и инвесторов в этой сфере. Еще банк получит уникальные компетенции и опыт для реализации финтех-проектов.
"Следующим шагом, по всей видимости, станет реализация технологии peer-to-peer, когда возможность участия в кредитовании получат клиенты банка. Блокчейн очень хорошо подходит для решения этой задачи, а также для повышения эффективности документооборота и проверки кредитоспособности заемщиков и многих других задач", - прогнозирует вице-президент РАКИБ.
Патентованием, по его словам, скорее всего, будут заниматься крупные банки, которые имеют оригинальные ноу-хау. Вряд ли патентование из сферы криптоэкономики получит широкое распространение. "Во-первых, это несет дополнительные расходы, а во-вторых, не все банки обладают достаточными компетенциями. Сам факт того, что банк патентует инновационную технологию, свидетельствуют о наличии серьезной команды разработчиков. Поэтому патентами будет заниматься крупный банковский бизнес уровня ВТБ", - говорит Валерий Петров.
Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков объясняет, что требования к патентам и процедуре их получения едины для всех заявок независимо от того, блокчейн это или нет. Они установлены ч.4 ГК РФ и соответствующими регламентами и приказами Роспатента. Ключевые критерии - новизна и уровень техники - должны быть соблюдены и патентами, в основе которых лежит блокчейн. Так что, вне зависимости от инновационной технологической начинки, такой заявке нужно соответствовать указанным критериям. "Получение такого патента дает банку прямое конкурентное преимущество. Разработав эффективное решение первым, он далее сможет запрещать повторять свой патент другим банкам. Такие новости из банковской сферы отрадны и говорят о живом инновационном процессе, активном R&D в этой области", - отметил Павел Катков в беседе с корреспондентом ComNews.
Ведущий юрист по интеллектуальной собственности гражданско-правового департамента юридической фирмы "Клифф" Кристина Глазунова рассказала, что основной особенностью патентования блокчейн-технологий является то, что блокчейн обычно реализуется в составе компьютерных программ. По ее словам, патентование компьютерных программ, в свою очередь, затруднено в связи с формальным запретом на отнесение их к изобретениям (п.5 ст.1350 ГК РФ, ст.52 Европейской патентной конвенции). Тем не менее существует положительная практика. Так, в США патентование компьютерных программ формально разрешено, но они должны быть полезны и практически ориентированы, математический алгоритм программы сам по себе не охраняем. Таким образом, запатентовать можно только программы, являющиеся частью других технических решений и при этом соблюдающие условия патентоспособности - новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость. Аналогичным образом при патентовании блокчейн-технологий заявители должны доказать, что их изобретение применяется в техническом решении и при этом является новым для всего мира.
"По количеству запатентованных технологий российские банки находятся далеко позади западных. В связи с этим желание сокращать разрыв может нести не только экономический, но и репутационный характер", - отмечает Кристина Глазунова.
Партнёр, адвокат, руководитель практики цифровых технологий адвокатского бюро "Линия права" Вадим Конюшкевич полагает, что получение патентов на подобные IT-продукты может дать банкам ряд уникальных преимуществ перед конкурентами и третьими лицами. "Приобретая патент на изобретение, его владелец наделяется исключительным правом, суть которого сводится к возможности контроля за использованием запатентованного технического решения. Иными словами, владелец патента имеет возможность на законном основании разрешать и запрещать использование его изобретения в гражданском обороте. В случае незаконного (несогласованного) использования изобретения третьими лицами, владелец патента может пресекать такие нарушения посредством обращения в суд и/или правоохранительные органы. Соответственно, получив патент на технологию создания мультиэмитентных расчетных и платежных систем на блокчейне, правообладатель защищает данное изобретение от возможности его воспроизведения или применения третьими лицами без согласия держателя патента", - сказал он.
Старший юрист юридической фирмы "Городисский и Партнёры" и Патентный поверенный РФ Сергей Медведев отметил, что с юридической точки зрения патентование IT-решений на блокчейне не отличается от получения патентов на иные объекты в сфере digital. "В качестве изобретений охраняются технические решения в любой области, относящиеся к продуктам или способам, в том числе к применению продуктов или способов по определенным назначениям. При этом, программы для ЭВМ, методы ведения хозяйственной деятельности, решения, заключающиеся только в представлении информации, изобретениями являться не могут, - говорит он. - Важно отметить, что не каждое IT-решение может быть запатентовано в принципе. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым (т.е. не известным из уровня техники), имеет изобретательский уровень (т.е. неочевидно для специалиста в данной области) и промышленно применимо (например, может быть использовано в IT-отрасли). Данные условия патентоспособности изобретений соответствуют международной практике. Поэтому если данный "тест" пройден в отношении IT-решения (с использованием принципов технологии блокчейн или без неё), можно получить патент".
Оригинал материала